Крестики-нолики: вернуться назад
 


ТочкиМорской бойБалдаБыки и коровыСемечки


Классная работа


Крестики-нолики

Как же мы познаем игровой мир? Обычно все идет от детского лото, потом следуют разные "ходилки" с кубиком и фишками, затем, скорее всего, домино. Заметьте, что развитие следует в направлении от полностью случайных, а следовательно, самых азартных игр ко все более закономерным и логичным. И вот однажды нам впервые выдают тетради в клеточку и наступает пора крестиков-ноликов. Это уже совершенно иной азарт, первое состязание в хитроумии и прозорливости. Еще бы, ведь крестики-нолики на языке математики являются простейшей детерминированной (вообще не содержащей случайного элемента), конечной (длящейся не более девяти ходов) игрой с полной информацией (у вас "все ходы записаны"). Жаль, что эта счастливая пора неведения так коротка. Очень быстро свершается печальное прозрение: при правильных действиях обеих сторон партия непременно должна завершиться вничью. Похмелье часто оказывается настолько сильным, что отдельные чувствительные натуры уже не в состоянии оправиться от него никогда. Элемент случайности постепенно все наглее и развязнее снова себя выпячивает: "морской бой", карты, "русское лото". Заканчивается двубокая эволюционная кривая одноруким автоматом или слепой рулеткой в казино. Но есть и другой путь.


Если пользование клетчатыми тетрадями и письменными принадлежностями входит у вас в привычку, а квадратура кругозора больше чем три на три, то вашим глазам открывается склон другой горы. Оказывается, что крестики с ноликами можно выдвинуть на новые рубежи, вплоть до самых краев тетрадного листа, что практически равняется бесконечности. Достаточно лишь увеличить победный ряд значков до пяти. И на таком уровне ни о какой ничьей уже не может быть и речи. То есть более-менее ясно видно, что крестики имеют смутное преимущество, но как его реализовать? А если вы к тому же постоянно переходите с крестиков на нолики и обратно, пробегая марафон длиной в институтскую лекцию? А если разница в счете по партиям материализуется в эквивалентное количество бутылок пива? На подобные вопросы не существует простых ответов. Игра приобретает головоломную сложность, азарт возвращается и придает ей второе дыхание, число комбинаций вообще ужасает. Граница между хорошим и плохим ходом почти неразличима, просчитывать все варианты бесполезно, поэтому обостряется интуиция и мистический дар провидения (недаром мне до сих пор не довелось найти безошибочную компьютерную программу для крестиков-ноликов, как правило, все они очень посредственные). Красивая атака крестиков может привести к победе уже через полтора десятка ходов, но стоит допустить малейший просчет, как нолики перехватывают инициативу. В случае, когда обе стороны предпочитают не рисковать (нолики при этом придерживаются тупой оборонительно-разрушительной тактики, как итальянские футболисты в своих худших матчах), партия затягивается на поллиста крупноформатной тетради для конспектов. Существуют коварные уловки: нолики могут попытаться заманить атакующие крестики к границе поля с последующим окружением. На что у крестиков имеется убедительный ответ: вырвать из тетради еще один лист и приложить к кромке первого, вдохнув тем самым воздух пространства в спертую позицию. Однако мы слишком увлеклись рассказом об игре на бесконечной доске, между тем не счесть более простых, но не менее интересных разновидностей крестиков и ноликов. 


Пожалуй, эта игра вообще является самой старой в своем классе, установить ее происхождение за давностью лет не удается. Уже за много веков до нашей эры были известны многочисленные и гораздо более занимательные, чем традиционный, варианты игры. В крестики-нолики резались древние китайцы, греки, а уж о римлянах с японцами и говорить смешно. Культивировался такой подход: стандартное поле три на три и по шесть фишек у каждого из соперников. Фишки поочередно выставлялись на доску, и если никому не удавалось поставить три в ряд, то после использования всех двенадцати они начинали сдвигаться на свободные поля по вертикалям и горизонталям до тех пор, пока разящая фаланга не будет выстроена. Римский поэт Овидий в своем сочинении "Искусство любви" советует овладеть этим занятием всякой женщине, желающей привлечь к себе внимание мужчин в обществе. Тем не менее описанный вариант имел один серьезный недостаток: занимавший центральное поле римлянин обеспечивал себе легкую победу. Чтобы обострить борьбу, стороны обычно условливались не начинать с центра. Наиболее преуспели в развитии игры как раз японцы. Они-то, помимо прочих разновидностей, изобрели адаптацию для неограниченной доски под названием "го-моку" (пять камней). Чтобы снивелировать стартовую фору крестиков, были предложены специальные ограничения на их построения, запрещавшие ставить "вилки" и строить ряды более чем из пяти камней, в результате значительно ослаблялись позиции первого игрока. Любопытно, что подобно многим восточным родственникам известных у нас игр, фигуры в японском варианте ставились не в клетки, а на пересечения линий доски. В английских источниках мы также находим упоминания о крестиках-ноликах, датирующиеся 1300 годом. Игра называлась "танец трех мужчин" и впоследствии разрослась до танца девяти, одиннадцати и двенадцати мужчин. С последней весьма схожа американская "мельница". А в современной Англии ортодоксальные крестики-нолики именуются "тик-так-тоу", каковое название происходит от слов детской считалочки. Интересно, что первый робот для этой игры был изобретен лет за сто до появления ЭВМ знаменитым англичанином Ч. Бэббиджем, одним из пионеров вычислительной техники. К сожалению, автор не оставил нам чертежей своей машины.


Подлинный расцвет на ниве крестиков и ноликов приходится на наше столетие. Прежде всего, детальный анализ игры и доказательства существования выигрышных стратегий в разных ее проявлениях послужили развитию многих областей современной математики. Несмотря на внешнюю незамысловатость, крестики и нолики явились идеальной моделью для приложения различных методов алгоритмизации решения сложных задач. Усилия математиков до сих пор не дали стопроцентно ясной картины. Так, все еще остается открытым вопрос о гарантированной победе крестиков при сражении на бесконечной доске до пяти фигур в ряд. То же самое можно сказать об исследовании игры на поле в виде протяженной полосы фиксированной ширины. Много новых игр придумано для объемных кубических досок, в том числе с разноцветными фигурами. Между прочим, в этом случае трудно обойтись без компьютера, иначе как вы расположите в пространстве свои фишки? Но не все новации так сложны в употреблении. Попробуйте поиграть в поддавки (проигрывает тот, кто вынужден выстроить ряд, естественно на конечной доске) или в "безумные" крестики-нолики, где вы при каждом следующем ходе выбираете, что рисовать - крестик или нолик. А затем освойте "безумные поддавки". Придумано достаточное количество игр для доски четыре на четыре, с четырьмя фигурами у каждого участника. Весьма увлекательны крестики-нолики на шахматной доске, распространенные в Англии под названием "го-банг". Выставляете 12 или 15 фишек, и если не удалось построить пять в ряд, начинаете двигать их на незанятые соседние поля. Как ни странно, от нашей игры берут свое начало сотни широко известных последовательниц. Поменяйте значки на буквы, а ряды на слова - и вы получите привычную "балду". Если вы, наоборот, привыкли иметь дело с цифрами, то к вашим услугам немало игр, основанных на получении определенной суммы чисел одного ряда. Как все дороги ведут в Рим, так и большинство игр восходит к самой древней и все еще молодой.

© Аркадий Глебов "Тонкий и толстый" // "Покупатель" - №12 - 1999


Крестики-нолики: вернуться назад
Главная Игры Гостевая
Тетрадные Карточные Другие

контактный e-mail: floppydisk@narod.ru



Hosted by uCoz